Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Выход | Регистрация | Вход | Мой профиль
Пн, 25.09.17, 20:19

   
«Если ты думаешь, что сможешь, то сможешь, если думаешь, что не сможешь, то ты совершенно прав».



Меню сайта




На заметку




New Video

Языки

00:01:13



Trend 2017
Relax Music



Hot Music



Make-up, Fashion






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » ЗДОРОВЬЕ И КРАСОТА » Здоровый образ жизни и его составляющие

Баня в Европе

Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства знаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира. Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке - все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок - вплоть до начала эпохи Возрождения.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей. Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. Э.Фукс в своей «Истории нравов в эпоху Ренессанса» приводит следующие данные. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере - девять, в самом Ульме - десять, в Базеле - одиннадцать, в Нюрнберге - тринадцать, во Франкфурте-на-Майне - пятнадцать, в Вене - двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых «услуг» расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.

В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.

При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России. Передовая в техническом отношении Англия первой забила тревогу. В 1842 году в Ливерпуле и в 1845 году в Лондоне появляются первые общественные бани нового типа, с централизованным водоснабжением и канализацией.

В 1846 году английский парламент принимает так называемый акт сэра Генри Дьюкингфильда, согласно которому начинается массовое строительство подобных сооружений. Индустриализация вводит в историю имена новых героев, в частности имя инженера Уильяма Линдли, который разработал множество технических проектов новых общественных бань не только в Англии, но и в Германии. Английское понятие «комфорт», вошедшее в XX веке во все языки мира, подразумевало в числе многих признаков правильно организованного домашнего быта обязательное присутствие горячей ванны.

С воцарением королевы Виктории Англия - владычица морей - все увереннее становится мировой законодательницей мод, а английские товары отличного качества в больших количествах наводняют мир.

В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге « Геркулесовы столбы». Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе «с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью». Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.

В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс «Гидропатический институт святой Анны». Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. За всю свою жизнь Бартер успел построить еще десяток аналогичных комплексов.

Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. А в 1871 году он издал работу «О бане» - один из первых фундаментальных трудов о сущности и происхождении бани, в котором, в частности, Курман отдал должное Уркварту как великому пропагандисту восточных бань на Западе. Еще один из самых ранних примеров общественных банных построек этого периода в Европе - банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.

Гамбург и Берлин в 70-х годах XIX столетия вполне можно было назвать мегаполисами — промышленными, культурными и деловыми центрами усиливающейся Германии. Дело в том, что в то время определяла тенденции мирового развития именно Британия, поэтому неудивительно, что для реализации такого проекта был использован британский опыт. Упоминавшийся выше английский инженер Уильям Линдли разработал не только проект банного центра, но и уникальную по тем временам систему отвода сточных вод. В этом деле Гамбург стал первым городом континентальной Европы, который обзавелся очистными сооружениями (до этого все нечистоты сливались по системе канализации в ближайшую реку).

Чтобы построить здание в районе Швайнмаркт, пришлось также разрабатывать новую систему водоснабжения. Банный центр выглядел наподобие нашей пожарной каланчи. В центре располагалась высокая дымовая труба в виде круглой башни из кирпича. Вокруг нее внизу были построены два кольца сооружений: внутреннее было предназначено для принятия душа, а внешнее - для ванн общественного пользования, раз-деленное на мужскую и женскую половины. Центр открылся для посещения в 1854 году, а к 1867 году число его посетителей составило около 100 000 мужчин и 25 000 женщин.

Umkleideraum in der Stabianertherme in Pompeji, ca. 150 v.Chr.


Überreste der Caracalla Thermen, Rom, erbaut 212 bis 216


Römische Therme; Lawrence Alma-Tadema, das Bad, 1909, Tate Gallery, London











Das Bad am Samstagabend

von Wilhelm Busch


Hier sieht man Bruder Franz und Fritzen


Zu zweit in einer Wanne sitzen.

 


Die alte Lene geht; - und gleich


Da treibt man lauter dummes Zeug.

 


Denn Reinlichkeit ist für die zwei


Am Ende doch nur Spielerei.-

 


Jetzt will der Fritz beim Untertauchen


Nur seinen einen Finger brauchen.

 


Natürlich läuft ihm was ins Ohr


Dem Franz kommt dieses lustig vor.

 


Das ärgert aber Bruder Fritzen


Drum fängt er an, den Franz zu spritzen.

 


Doch der mit seiner großen Zehe


Tut Fritzen an der Nase wehe;

 

 


Dafür taucht Fritz den Kopf ihm nieder


Was so im Wasser sehr zuwider.

 


Franz aber zieht an Fritzens Bein;


Der zappelt sehr und kaun nicht schrein.

 


In Mund und Auge, zornentbrannt,


Greift jetzt die rachbegierge Hand.

 


Die Wanne wird zu enge


Für dieses Kampfgedränge.

 


Perdatsch! die alte, brave Lene


Kommt leider grad zu dieser Szene.

 


Sie spricht voll Würde und voll Schmerz:


"Die Reinlichkeit ist nicht zum Scherz!"

 


Und die Moral von der Geschicht:


Bad zwei in einer Wanne nicht!



Категория: Здоровый образ жизни и его составляющие | Добавил: mkclub (14.02.13)
Просмотров: 1960 | Комментарии: 25 | Теги: Sauna, баня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 23
1  

Русские банные традиции

Целительные свойства бани были известны с древнейших времен. Самый старый из известных медицинских документов, трактат по Аюрведе, написанный на санскрите в 568 г . до н. э., рассматривал потение как одно из важных лечебных действий и предписывал парение в качестве медицинской процедуры. О благотворном воздействии бани на организм писали в своих бессмертных трудах древнегреческий историк Геродот и гениальный врач Гиппократ «Дайте мне жар, и я излечу любую болезнь», мудрец Сократ, философ Платон, целитель Авиценна

Культ здоровья существовал ещё в дохристианских цивилизациях. Например, в Древнем Египте был найден папирус «Начальная книга превращения старых в молодых», где давались рекомендации по косметологии, массажу и, конечно, баням.

Поход в баню был настоящим праздником. Сначала делали физические упражнения, затем шли в парную, где парились и сухим и влажным паром, а потом окунались в холодный бассейн. Настоящее таинство начиналось потом, так как в баню с собой приносили всевозможные снадобья, мази, предварительно очищая кожу скребками из дерева и слоновой кости.

В древней Руси с баней была связана вся жизнь человека, так как считалось, что именно в бане можно очистить не только тело, но и душу. Считалось, если больному не помогла даже баня, то никто ему уже не поможет.

Между тем баня в наших широтах появилась задолго до славян. Геродот свидетельствовал, что древние скифы, жившие в давние времена (примерно V — I века до н.э.), уже пользовались баней. Из его описаний нам известно, что они довольно часто устраивали своеобразную походную баню, которая была гигиенической, лечебной и косметической процедурой и просто формой расслабления и отдыха. Они скрепляли вместе несколько жердей, покрывали их войлоком, а внутрь этого шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы бросали конопляное семя, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри шалаша, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух. Геродот отмечает: «Никакая эллинская баня не сравнится с ней (со скифской баней. – прим..). Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия». Скифские женщины, кроме того, перед баней растирали на шероховатом камне кусочки коры и хвои кедра, кипариса, а также другие ароматические растения. В эту смесь подливали воду так, чтобы образовалась густая паста с очень приятным запахом. По свидетельству Геродота, этой смесью натирали все тело. Когда же смывали ее, то оно становилось чистым и блестело.

Собственно на Руси первые документальные упоминания о бане содержатся в «Повести временных лет» (945 год ), составленной летописцем Нестором – монахом Киево-Печерского монастыря. Из текстов Нестора совершен но очевидно следует, что задолго до XII века баня на Руси была абсолютно обыденным явлением.

В этой летописи Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье на киевском холме на берегу Днепра, а после, спустившись с холма, продолжил путь вверх по течению реки. Так дошел он до северных земель, где находится современный Новгород. В тех краях Андрей стал свидетелем поразившей его картины: люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз. С толпой странников вернулся Андрей в Рим, где и рассказал об увиденных им чудесах: «Видел бани деревянные. И как нажарят их румяно, от одежд освободятся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье » .

Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и… после смерти. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка.

В банной процедуре как бы сливаются воедино три наиболее сильные природные стихии – огонь, вода и воздух. Древние славяне, как известно, были язычниками по своим верованиям и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог Солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.

2  
Языческий праздник Ивана Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей «живой», очищающей воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях Х-Х II веков, в которых рассказывается о нравах русичей, сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». В первой половине XII века на Руси проживала известная целитель ница и врачевательница Евпраксия, внучка киевского князя Владими ра Мономаха. О бане Евпраксия говорила, что она «предохраняет от болезни и укрепляет тело». Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали; что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят.

Бани упоминаются и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). Монахи Киево-Печерской лавры изучали древние греческие трактаты, которые появились на Руси после византийских походов. Они пытались исполь зовать целебные свойства воды и пара, описываемые греческими врачами, для лечения различных недугов, именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани. Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который банные процедуры производили на больных и страждущих.

В 1091 году епископ Ефрем, впоследствии – Киевский митрополит, повелел «заводить строение – банное врачево – и всех приходящих безмездно врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц. Однако бани строили при этом не по образцу греческого лаконикума, а по образцу народной русской курной избы.

3  
Баня непременно была в каждой деревне, к тому же своя отдельная баня имелась почти во всех домах. Постройка ее разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 года предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений, в частности, за строительство бани в Петербурге не нужно было платить пошлину, как в других местах России. Позднее Петр учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились бани Петербурга. Стоимость входа была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог посетить баню без ущерба для своего кошелька. В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве лечебную баню, хозяина которой строжайше обязывали «…пользовать в той бане только наружные болезни и трудных операций без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило». В этих лечебных банях, запрещалось продавать горячительные напитки.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Никакая баня в истории не описана иностранцами столь подробно, как русская. В более поздние времена говорить о ней почитали своим долгом едва ли не все мастера русского слова. Европейские путешественники, а позже и журналисты, попадая в Россию, считали баню одной из главных составляющих российской экзотики. Публикуя свои впечатления на Западе, приезжие европейцы способствовали тому, что образ русских неразрывно связывался с любовью к парной. Карамзин в «Истории государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на Руси в древние времена: «Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется… Презирает непогоду, свойственную климату северному… Закаляется своей огненной баней».

В начале XVII века немецкий ученый Адамус Алеариус (Олеарий) побывал в России и оставил свое свидетельство о поразившей его народной русской бане: «В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена проти воположных действий благоприятствует их здоровью ».

Благодаря впечатлительным европейским путешественникам баня начала сперва робкое, а впоследствии триумфальное шествие по Европе. Среди первых очевидцев, оставивших свои записки, кроме уже упоминавшегося Алеариуса, – Джакомо Казанова, Вильям Тук (член Пе тербургской академии наук), английские путешественники Портер Кокс и множество других. Относительно Казановы известно, что в 1774 году он посетил Москву в компании девицы Заиры. Казанова писал: «В мае Заира сделалась исключительно прелестна. Я решил взять ее с собою в Москву. В субботу, как это принято у русских, мы отправились с нею в знаменитые русские бани. Там уже находилось около 30 человек, и все они были нагие. Однако поскольку никто ни на кого здесь не смотрит, то никто и не чувствует себя неловко. Такое полное отсутствие чувства стыда, очевидно, свойственно людям невинным и целомудренным, какими и являются от рождения русские».

Но гораздо больше, чем простота нравов, иностранцев поражала не виданная закаленность и телесное здоровье русских.

4  
Врач Вильям Тук, член Императорской Петербургской академии наук, писал в 1779 году в английских заметках: «Среди русских распространено всего лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое… В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане». Позже другой английский врач, Эдвард Кентиш, отмечал, что многие смертельные болезни для русских не столь фатальны, как для других народов. Он относил такую стойкость к болезням только на счет частого посещения паровой бани. Такого же мнения придерживались и многие другие иностранные врачи того времени. Так, например, врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес утверждал, что баня помогает русским от оспы, заболеваний внутренних органов, от простуды, хронических болезней, вызванных чрезмерным питьем и едой. «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то толику кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке. Петр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года о ставшиеся в живых участники наполеоновского похода привезли весть о бане во Францию. В 1818 году в Берлине открылась первая баня по типу русской. Вскоре после этого германские врачи проявили к последней академический интерес. Было опубликовано несколько научных работ, посвященных этому новшеству. В последующее десятилетие открылось множество банных за ведений в более чем 20 германских городах, а также в Вене, Лионе, Па риже, Праге. Популярность русской бани была велика, несмотря на начавшуюся индустриализацию, появление в XIX веке таких удобств, как домашний душ и ванная.

Историки подсчитали, что в первой трети XIX века в Москве было 1 500 частных и 70 казенных бань. Перед революцией в Российской империи насчитывалось около тысячи больниц и других лечебных учреждений, и при каждом имелась баня, ее назначали для лечения и профилактики в соответствии с рекомендациями ученых – физиологов. Парную назначали для лечения многих болезней: хронического, мышечного и суставного ревматизма, подагры, ожирения, водянки, некоторых болезней костей. Некоторые исследователи отмечают, что если бы не трагические события начала XX века, надолго отгородившие русскую народную культуру от всего остального мира «железным занавесом», то нарицательным понятием во всех языках мира стала бы именно «баня», а не «сауна».

5  
С русской баней связано не только понятие о русском характере и русской душе, но и множество обрядов, обычаев, верований. Многие из них уходят корнями в далекое дохристианское прошлое. Дух бани – банник – это разновидность домового. Если банник показывается на глаза – что-то неблагополучно в доме или же его обидело поведение того, кто парится. Считалось, что в бане нельзя говорить громко, клясться, ругаться и вести себя непристойно. В бане, где сходятся вместе три стихии – огонь, воздух и вода, – непременно водится нечистая сила. Здесь ворожили, гадали, творили заговоры, изгоняли хворь, лечили от сглаза.

Без бани не обходилось ни одно важное событие в семейной жизни. Как уже говорилось, в деревнях роды женщин часто происходили здесь. Накануне свадьбы подружки невесты обязательно парили ее в бане. Кое- где в XIV – XVII веках существовал обычай отправлять в парную жениха и невесту вместе на второй день свадьбы. Это должно было обеспечить им счастливую совместную жизнь и многочисленное потомство. Даже на поминках – и то нашлось место бане. Друзья умершего, принимавшие участие в похоронах, шли сюда после похорон и на сороковины. На могиле умершего иногда оставляли банный веник: это должно было символизировать очищение его души перед Богом.

Существует три основные разновидности русской бани: «по-черному», или курна, «по-белому», а также баня в русской печи – лазня, влазня.

Баня по-черному самая древняя. Из-за отсутствия дымохода ее стены бывали дочерна закопчены, откуда и произошло такое название. Баня по-черному представляла собой маленькую бревенчатую избу с очень низким потолком. В предбаннике ставились лавки для отдыха и вешались крюки для одежды. В парной имелась печь, полок высотой метра полтора и лохань с водой. Печь-каменка располагалась в углу и топилась дровами. Над печью имелось маленькое окно. Когда баню топили, дым шел непосредственно в комнату, заполнял парную и выходил в открытое окошко. После того как дрова сгорали и выветривался весь угар, окошко закрывали и мокрым веником обтирали стены и потолок, удаляя лишнюю копоть. От распаренного дерева, достигшего температуры воздуха, шел специфический банный аромат. На камни плескали воду, и помещение наполнялось отменным жаром. После этого можно было париться лежа на полке, хлестая себя веником, время от времени выбе гая на свежий воздух, окунаясь в воду или в снег. Мылись обычно в самой бане, стоя на полу в лохани и поливая себя из ковша. Баня «по черному» была распространена от западных границ России до Крайне го Севера. Она очень легко строилась, поэтому при освоении нового ме ста во время постройки дома семья иногда долго ютилась в бане, которая возводилась в первую очередь и в считанные дни.

В некоторых районах России получила широкое распространение баня… в печи. Печные устья в старинных русских домах имели очень широкие своды: полметра в высоту и полтора метра в глубину. В этих печах пекли хлеб или варили в больших чугунных котлах щи. Когда кулинарный процесс был окончен, угли из печи полностью выгребались, стены обтирались от сажи и копоти мокрой тряпкой, и все, парная готова! Человека, желающего принять баню, засовывали внутрь на специальных досках или на широкой лопате и закрывали за ним заслонку. С собой купальщик брал лоханку с водой и веник. Плеснув водицей изнутри на стены, можно было поддать хорошего жару! До повсеместного распространения мыла для мытья использовали щелок – разведенную золу. Им же стирали белье.

Позднее появилась и баня «по-белому», которая обладала более совершенным устройством печи и наличием дымохода. Во время топки дым в помещение парной уже не попадал, а выходил через печную трубу наружу. Когда дрова прогорали и превращались в угли, заслонку в печи закрывали, и можно было непосредственно приступать к банной процедуре. На раскаленные камни из ковшика плескали воду, квас или травяные настои. В городах в основном строилась бани «по-белому». По этому же принципу возводились и общественные бани которые отличались от индивидуальных только размерами.

Сначала баню строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

Считается, что баня «по-черному» оказывает более сильное воздействие на организм человека, чем баня «по-белому». Во-первых, это связано с тем, что температура в первой выше, а жар держится дольше. Кроме того, существует убеждение, что дым, который окуривает стены, содержит антисептические.

6  


Ближний Восток

Турецкие бани получили признание во всем мире. Это один из видов классических бань, сохранившийся до наших дней. Однако правильнее говорить не о турецких, а о восточных, точнее, исламских банях, так как это – факт жизни мусульманского мира вообще. Хамамы в Турции и Сирии, Марокко и Узбекистане, Ираке и Эмиратах, Ливии и Таджикистане, Тунисе и Ливане практически ничем не отличаются друг от друга. Это мощное и яркое явление исламской культуры, значение которого далеко выходит за рамки гигиенической и оздоровительной процедуры.

Пророк Мухаммед испытал на себе действие бань римского типа и высоко оценил их. Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости. Согласно исламу, эта цель священна для каждого правоверного. Поэтому одобрение пророка открыло хамаму широкую дорогу в исламский мир.

Лечебные свойства хамама были известны с древности. Великий арабский врач, ученый и естествоиспытатель, поэт и энциклопедист Авиценна (Ибн Сина) считал баню одним из сильнейших средств оздоровления и лечения. Труд этого ученого «Канон врачебной науки» содержит множество сведений, которые не устарели по сей день. Ряд рецептов и предписаний применяется современной медициной. Авиценна утверждал: «Если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах ».

7  
Как и римские термы, хаммам очень скоро стал центром общественной жизни. Постройка хаммама считалась богоугодным делом, достойным уважения окружающих. «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», – говорил известный арабский писатель Юсуф Абдалхади. Если открывался новый хаммам, глашатай разносил эту новость по всему городу, и первые три дня посещение хаммама было бесплатным.

Хамам строится по принципу ладони, то есть в плане помещение представляет собой конструкцию, которая состоит из пяти выходящих из одного центра лучей – ниш (эйванов).

Посетитель переходит из одного помещения в другое, из прохладного – в более горячее, а потом возвращается назад для релаксации. Раздевалка в хамаме, называемая «джамекян», обычно очень большая комната с низкими скамьями или циновками вдоль стен. В восточных банях тепидариум сузился до размеров коридора, ведущего из фригидариума, который здесь называют «согуклук», в горячее помещение, называемое «харара». Последнее можно узнать издали по высокой куполообразной крыше со стеклянными окошечками в куполе. В харара, как и в римском калидариуме, производится массаж. Для этого посреди харара находится невысокий постамент из мрамора – гебекташ (чабек, супа). Вместо лаконикума имелась небольшая парная, которая являлась частью харара. Римляне заканчивали банный процесс занятиями в библиотеке или философскими дискуссиями. Посетители же хамама возвращаются в исходную точку (раздевалку) для отдыха (кейфа). Служители приносят сюда напитки, как правило шербет, кофе. Здесь курят, беседуют, иногда слушают музыку.

Процедура хамама состоит из пяти шагов: разогрев тела, энергичный массаж, пилинг – оттирание отмерших частичек кожи с помощью жесткой рукавички, намыливание и обливание водой, релаксация. Пройти эти пять шагов посетителю помогали главные персонажи турецкой бани – телак и цирюльник. Телак – это билетер и швейцар, массажист, вышибала, консультант и бармен одновременно.

8  
В Турции и других исламских странах существовал закон: если муж не пускает жену в хамам, она имеет право на развод. Хамам играл важнейшую роль в жизни мусульманской женщины. Здесь узнавались новости, передавались сплетни, здесь матери присматривали невест для своих сыновей. Немецкий писатель и журналист Бернар Штейн после путешествия в Турцию в 1897 году написал: «Для турецкой женщины хамам заменяет все то, чем заполняют жизнь европейки: театры, балы, путешествия. Хамам – единственная реальность в их призрачной, закрытой от мира жизни. Но зато среди сказочно красивых мраморных стен, где эхо трижды повторяет каждое шепотом сказанное слово, жизнь предстает удивительно красочной и прекрасной. Турчанки сидят, полностью расслабившись, в своих цветных одеждах, курят, сплетничают, смеются, кормят грудью детей, красят лица… Нет лучшего места, чтобы постигнуть счастливую безмятежность жизни турецкой женщины».

Входная плата в хамам всегда была исключительно низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В средние века даже существовал обычай не устанавливать определенной таксы – каждый платил сообразно своему положению. Турецкая баня не просто место, где можно омыть тело и поправить здоровье. Хамам чудесным образом вплелся в каждодневную жизнь. Здесь все равны: богатые и бедные, молодые и старые, красивые и непривлекательные – все на какое-то время становятся свободными от мира, который остается за стенами хамама.

С распространением ислама хамамы появились на территории Ирака, Средней Азии, Северной Африки (от Египта до Марокко). В период арабского владычества в Испании много восточных бань было построено и там. Количество хамамов по сравнению с численностью и плотностью тогдашнего населения было поистине огромным. В IX веке в одной только восточной части Багдада насчитывалось 5 000 бань. 10 000 бань было во всем Багдаде уже в первой половине X века. Позднее количество хамамов стало сокращаться в основном за счет их качественного изменения. Во второй половине столетия, как сообщают, их снова было «всего лишь» 5000. Позже численность бань неуклонно уменьшалась, и в XII веке их осталось всего 2 000, То же самое происходило и в Египте: в Старом Каире было около 1 170 горячих бань, а в Новом Каире в 1286 году – всего лишь 80.

9  



Древний Египет


По свидетельству археологов, гигиену тела первыми возвели в культ древние египтяне. Общественные бани поначалу представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась. Со временем египетские бани получили оригинальное устройство, которое позже использовали римляне, а впоследствии переняли и усовершенствовали византийцы. Пылающие очаги устанавливались в подвальном помещении, а на верхнем ярусе располагались каменные лежаки, подогреваемые снизу горячим воздухом через специальные отверстия. В парной имелся также бассейн с прохладной водой, где городские жители принимали последующее омовение.

Египтяне придавали огромное значение чистоте тела. Египетские врачи, значительно преуспевшие в лечении различных недугов, довольно часто предписывали больным специальные водные процедуры.

То, что омовения для египтян значили очень много, подтверждают результаты раскопок древнеегипетских захоронений. Среди предметов, которые должны были сопровождать умершего в загробной жизни, можно обнаружить и ванны, и различные купальные принадлежности.

10  


Древний Рим

Первые римские купальни сооружались вблизи естественных термальных водоемов, откуда и получили свое название – термы. Это было достаточно скромное купание в небольших ванных комнатах, без всякой роскоши и излишеств. Со временем возникла традиция нагревать помещение, при этом печные очаги устанавливались прямо под ванной. Первые конструкции римских терм предусматривали отдельные помещения для женщин и мужчин, которые, впрочем, сообщались между собой. Посетители мылись, плавали в бассейнах, потели в парных, наслаждались изысканными яствами и напитками, музыкой и танцами, что создавало непринужденную атмосферу и определенный настрой. Скоро термы стали средоточием общественной и политической жизни. В период рассвета империи римляне посещали термы ежедневно, а влиятельные и богатые граждане – по нескольку раз в день.

В архитектурном отношении бани представляли собой грандиозные сооружения, предназначенные для обслуживания огромного количества посетителей. Все римские императоры считали своим долгом уделить внимание строительству бань. Это было великолепное средство завоевать расположение народа. Термы называли по имени их построившего императора. Самые большие в Римской империи бани Диолектиана, строительство которых окончилось в 306 году, могли вместить одновременно до 3 600 клиентов. Однако самыми красивыми и величественными считаются термы Каракаллы. Площадь их главного здания 216×112 м. Эти бани были заложены при императоре Септимусе Северусе в 206 году н.э. и завершены при его сыне Каракалле в 216 году н.э. Они были в употреблении вплоть до VI века.

Римские термы представляли собой стройный комплекс упорядоченных помещений, выполняющих определенную функцию.

Первая комната (аподистерия) служила для раздевания: здесь посетители снимали одежду и передавали ее на хранение специальным служащим.

Второе помещение (фригидариум) почти целиком занимал бассейн с прохладной водой, постоянно чистой и свежей, поскольку специальная помпа меняла ее полностью по нескольку раз в день. Третья комната (терпидариум) предназначалась для предварительного разогрева, здесь находилась баня для мытья теплой водой. Четвертая комната (калидариум) – горячая баня. Она представляла собой бассейн с довольно горячей водой, температура которой поддерживалась находившейся под полом печью.

Пятая комната (судаториум) – «сердце» бани, парная. Здесь температура поднималась до 85 градусов и посетители долго и обильно потели.

Шестое помещение (лавариум) – комната, где обливались холодной водой, принимали ванны и натирались благовонными маслами.

В Древнем Риме баню ценили как средство от многих болезней, ос новываясь на учениях Гиппократа, Галена и Асклепиада. Выдающийся римский врач Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) за свою приверженность к баням был даже прозван «купальщиком». Он считал, что умеренная гимнастика, прогулки, диета, массаж, чистота тела и регулярное потение в бане совершенно необходимы для излечения многих болезней. Асклепиад писал: «Главное – отвлечь больного, избавить от хандры, восстановить здоровое мышление и бодрость духа».

11  


Древняя Греция


Рисунки на древнегреческих вазах и руины строений свидетельствуют о том, что водные процедуры являлись неотъемлемой частью жизни древних греков, которые придавали религиозно-мистическое значение воде.

Великий Гиппократ, родоначальник современной медицины, придавал огромное значение различным водным процедурам и разработал множество рекомендаций по использованию ванны и бани для оздоровления человека.

Геродот в V веке до н.э., описывая посещенную им скифскую баню, сравнивает ее с греческой. Следовательно, последняя в это время уже существовала, хотя исторические сведения относительно возникновения паровых бань в Греции отрывочны и противоречивы. Достоверно одно: они возникли в Спарте. Учитывая, что греки называли паровую баню «лаконикум», можно утверждать, что ее родиной был город Лаконика.

«Соружение бань – обязанность государства!». Это высказывание известного философа Платона как нельзя лучше характеризует отношение древнегреческого общества к банным процедурам. Древнегреческая баня, или лаконикум, представляла собой выложенное из тесаных камней помещение круглой формы. Такая форма, по мнению греков, способствовала равномерному распределению жара. Комната для потения имела форму усеченного конуса, который сверху закрывался крышкой на бронзовых цепях. Такое устройство помещения позволяло устанавливать и контролировать определенный температурный режим в бане. В центре размещался открытый каменный очаг. После потения в парной, греки окатывали себя водой из кувшина, тем самым приступая к водным процедурам. Каждый лаконикум, как правило, был оснащен ваннами или бассейном. Завершив банные процедуры, греки переходили в соседнее помещение (эскедру), где велись философские беседы. Постепенно баня в Древней Греции перешагнула в своем значении ритуально-гигиенический порог и стала атрибутом общественной культуры. Древнегреческие правители неустанно пеклись об устройстве бань, гордились ими, справедливо полагая, что своим атлетическим сложением и здоровьем греки обязаны именно бане и физическим упражнениям. Бани в Древней Греции расширили свои функции по сравнению с египетскими, отличаясь от них по устройству и общественной значимости, однако ни те ни другие так и не достигли того величия и размаха, каким позже прославились римские термы.

12  


Скандинавия

Рождение сауны восходит к временам Великого переселения народов, когда кочевые племена, населявшие Центральную Азию, расселились на территории Юго-Восточной Европы, современных Словакии, Венгрии, Литвы, Эстонии и достигли земли Суоми – так называлась территория Финляндии. На рубеже новой эры кочевые финны перешли к оседлому образу жизни. Они наладили торговлю с Европой. Численность этого малого племени возросла.

До XVI столетия финская сауна не была известна никому за пределами этой страны. Финляндия являлась «буфером» между Швецией и Россией. Ее культура развивалась довольно автономно.

В 1500 году ученый и путешественник Клаус Магнус писал в частном письме: «Нигде в мире использование бани не является столь насущным, как в северных землях. Здесь можно найти и домашние, и общие бани, которые прекрасно оборудованы. Значительные персоны строят свои домашние бани вблизи источников проточной воды, окружают их садами и цветниками. Общие бани строятся в городах и деревнях в количестве, достаточном для живущего там населения.

Баня-сауна существовала не только в Финляндии, но также в Швеции и Норвегии. В начале XVIII века шведский басту – баня – утратил свое гигиеническое значение под влиянием новых среднеевропейских стандартов жизни и превратился в часть рождественского торжества.

Сауна не была роскошью для финнов. Чтобы отвратить их от нее, понадобились бы намного более серьезные усилия, чем гневные статьи медиков и памфлеты. На этой суровой земле она была и единственным способом расслабиться, отвлечься, набраться сил.

В течение долгого исторического времени сауна «по-черному» (или «дымная» сауна) была для финнов важной составляющей их жизни. Сауна была также местом, где они набирались жизненных сил, где их тело и душа исцелялись и где происходили гадания и ворожба.

Сауна священна для финнов. Шведский экономист в 1776 году писал: «Эти невежественные люди связали сауну со своей теологией и почитают ее как святое место». В старину говорили: «Веди себя в сауне так, как будто находишься в церкви». Эти строгие правила уберегли первую от гибели и деградации вследствие распущенности нравов, которые в свое время погубили бани Европы.

К XIX веку паровые бани почти полностью исчезли не только в Центральной Европе, но и в Скандинавии. И только финская сауна продолжала как ни в чем не бывало существовать и процветать. Оригинальная финская сауна и шведский басту – это крошечный бревенчатый домишко без окон с одним лишь маленьким отверстием под потолком для выхода дыма. В центре находится очаг, сложенный из крупных камней. Огонь печи раскаляет камни, дым при этом идет прямо в помещение сауны и выветривается через маленькое отверстие. Когда камни достаточно нагреются, огонь гасят и хозяйка моет сауну изнутри от пепла и золы, после этого парную ненадолго закрывают. Внутрь сауны вносят большой чан с водой и заранее заготовленные веники, чаще всего березовые. Сауна стоит в отдалении от жилых домов, чтобы не случилось пожара. Финны, так же как и русские, привыкли париться по субботам, когда вся недельная работа окончена и впереди день отдыха. После бани надевают чистую одежду.

Сауна претерпела несколько этапов в своем развитии.

К началу XX века интерес к ней в Европе вновь оживился. Норвежская медицинская ассоциация в 20-х годах опубликовала доклад, в котором назвала сауну эффективным средством для профилактики многих хронических заболеваний. К 1926 году в Норвегии было построено 185 подобных общественных заведений. В Швеции энтузиастом сауны стал известный бальнеологист Карл Курман. Он много сделал для воскрешения шведского аналога – басту. К 1944 году их уже были тысячи – в ос новном при спортивных центрах, на которые шведская королевская казна выделила огромные средства.

Это был период экспериментов: все меньшее число владельцев домов строило сауны с каменными печами, большинство использовало металлические, котлы промышленного изготовления заменили старую систему, использующую кустарные емкости для воды (ведра, горшки, чаны и т.п.). Спустя несколько десятилетий наступил новый этап в развитии конструирования сауны. Все большее количество финнов стало возводить сауны в летних (дачных) коттеджах. Некоторые конструировали и строили их своими силами, полностью полагаясь на старые традиции или придумывая собственные решения.

Печи-каменки, которые топились дровами, исчезли сразу после второй мировой войны. Их заменили электрические и газовые металлические печи.

На сегодняшний день в Финляндии насчитывается три миллиона частных бань, притом, что численность населения всего шесть миллионов человек.

13  


Центральная Америка

В то время как в Европе правила Римская империя, по всей центральной Америке распространила свое влияние цивилизация майя. Н аходки археологов и исследования обычаев и истории потомков майя говорят о том, что паровая баня была совершенно обыденным явлением. Недавние раскопки в Пьедрас-Неграс, Чичен Итца и Эль-Пара- изо открыли взору руины бань, которым более чем 1200 лет.

Когда в XIV веке испанские завоеватели достигли берегов Америки, майя к тому времени, уступив свое величие ацтекам, превратились в рассеянные по бывшей империи племена. Испанцы увидели, что лю бовь к бане присуща как майя, так и ацтекам.

Баня в большинстве источников называется «темескаль». Это слово ацтекского происхождения. «Большой словарь языка майя », составлен ный вскоре после конкисты, предлагает другое слово – «сумпул-че». Трактовка этого понятия, согласно словарю, такова: « Баня для женщин- рожениц и больных, которая используется для того, чтобы излечить их от недуга».

Один из первых историков Мексики, монах брат Дюран, написал в 1567 году: Темескаль – неболь шое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти чело век. В нем невозможно стоять во весь рост. Дверь же мала настолько что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В даль нем углу находится печь. Она разогревается так, что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики потеют просто от горячего воздуха. После потения в темескале индейцы моются холодной водой: так что весь жар от печи выходит из них.

Темескали посвящались особой богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному действию паровых бань. Над входным отвер стием парной некоторых темескалей помещалось изображение боги ни земли и родов Тетео Иннам, так как женщины использовали эти помещения при родах для облегчения болей. Темескаль весьма полезен для здоровья: при потении очи щаются поры кожи, снижается вес тела, расслабляются мышцы, уменьшаются боли.

В книге по истории Мексики в 1787 году итальянец Фран ческо Калигеро писал, что мексиканские бани – сильнейшее лекарство которое может быть полезно в Европе для лечения ревматизма.

Сегодня паровые бани в индейских деревнях Мексики сохранились практически в неизменном виде. Они используются не только для мы тья, но и в качестве терапевтического средства, однако основной целью остается все же гигиеническая процедура.

14  


Япония

Япония, расположившаяся на островах вулканического происхождения, не могла не иметь давно устоявшихся банных традиций. Купание в Японии всегда было тесно связано с религией. Посещение бани для японцев исполнено религиозного смысла: последователи синтоизма считают, что избавление от физической грязи спасает от многих напастей. Еще древнейшие китайские хроники с изумлением отмечали чрезвычайно трепетное отношение японцев к чистоте и привычку периодически купаться в водах естественных горячих источников. Тщательное мытье каждый день – привычка, укоренившаяся в японцах на генетическом уровне. Японские национальные бани, как и русские парные или финские сауны, приобрели свой нынешний облик еще в доисторические времена.

Археологические находки свидетельствуют, что уже в первые века нашей эры японцы тщательно мылись смесью рисовой шелухи с древесной золой и после этого «проваривались» в деревянных бочках, наполненных горячей водой. В липкой духоте жаркого субтропического лета такая процедура дает великолепное ощущение свежести и чистоты, а холодными зимами она не менее успешно согревает и предохраняет от простуд.

Первые общественные бани были устроены в Японии буддистскими монахами при храмах древней столицы страны Нара в VIII веке.

В XVI веке страна объединилась под властью военных правителей – сегунов из рода Токугава. При них в 1581 году в новой столице Эдо (нынешнем Токио) была построена первая коммерческая баня почти современного типа. Новинка имела оглушительный успех, и уже вскоре в городе действовало почти 600 платных банных заведений, быстро ставших главным местом общения для местной публики. Начиная с XVII века и до середины XX века шло непрерывное развитие общественных бань (сэнто). К середине 60-х годов их насчитывалось около 23 000. Тепло источников также широко использовалось для принятия горячих ванн – онсэн. В сущности, облик бани с тех пор в Японии практически не изменился.

Японская баня – сэнто – это обычно большая комната, разделенная на две половины – мужскую и женскую . Вдоль стен стоят маленькие табуреты. Перед каждым по два крана – с горячей и холодной водой. В душевой японцы намыливаются с помощью мочалки, смывают пену и повторяют процедуру множество раз, пока не достигнут полной чистоты. И лишь тогда можно переступить порог следующего помещения, где находится огромная общая ванна-бассейн либо несколько индивидуальных ванн – фуро. Посетители медленно погружаются в фуро. Вода довольно горяча, около 43 °С, но в этом-то и заключается вся прелесть. Окунувшись до подбородка в воду, можно спокойно расслабиться. Накопленная за день усталость медленно растворяется в горячей воде.

Урбанизация жизни в Японии привела к строительству современных квартир с душами и ванными. Но многие японцы остаются верны традиции – принимают фуро каждый день дома и к тому же, дорожа общением с соседями, раз-два в неделю устраивают себе банные дни с походами в сэнто.

15  
Die Badekultur in der Antike


Mesopotamien, Griechenland, Römisches Reich


Das Bad ist ein Ort, den schon die ältesten Kulturen kannten. Ein Ort der Körperpflege, aber auch ein Ort der Regeneration - sowohl im privaten wie auch im öffentlichen Bad. Daran hat sich bis heute nichts geändert. Die Art und Weise des Badens allerdings war immer schon den Sitten und auch den technischen Möglichkeiten der jeweiligen Zeit unterworfen.

Die erste Hochkultur der Menschheit, Mesopotamien
Die Geschichte des Badens und die Ausnutzung der Heilkraft des Wassers beginnen im frühesten Zeitalter. Archäologische Funde beweisen, dass bereits 4500 v.Chr. die Paläste der Herrscher von Mesopotamien (geographisch das Gebiet um die Flüsse Euphrat und Tigris im heutigen Südost-Anatolien, Syrien und Irak) Badezimmer mit Wannen aus Ton besaßen. Bereits 3500 v. Chr. wurde bei den Sumerern das Wannenbaden heilmethodisch angewandt. Aus dem 2. Jt. v.Chr. stammen Bäder des Palastes in Mari (semitischer Stadtstaat), die mit Flachbecken und Warmbadewannen aus Keramik oder Mauerwerk ausgestattet waren.

Die Entwicklung des Badens im antiken Griechenland
Im antiken Griechenland (ca. 400 – 146 v.Chr.) wurde das Baden mit seiner heilenden und pflegenden Wirkung zu einem integralen Bestandteil der Lebenskultur. Dabei diente das Baden nicht allein der Reinigung des Körpers, sondern auch der Entspannung und nicht zuletzt der Kommunikation. Öffentliche Bäder waren ein Treffpunkt zum Austauschen und zum Diskutieren. Die Griechen entdeckten außerdem die Heilkraft des Wassers. In zahlreichen Kurorten wie Athen, Kos und Korinth wurden Wasseranwendungen zu Heilzwecken eingesetzt. Die ersten antiken Heilbäder entstanden.

Seit dem Ende des 2. Jh. v.Chr. verfügten die Griechen über Fußbodenheizung. Sie bildete eine Voraussetzung für die Entwicklung der römischen Thermen. Aus dem antiken Griechenland sind zwar eher kleine Badeanlagen bekannt, diese waren aber schon beheizbar und mit Sitzwannen, offenen Becken und Schwitzbädern ausgestattet.

Die römischen Thermen und das antike Badewesen
Durch die Weiterentwicklung der Aquädukte, welche die Wasserversorgung im römischen Reich sicherstellten sowie die Erfindung der Warmluftheizung (Hypocaustum) entwickelten sich zunächst kleine öffentliche Badestuben (balnea). Diese waren eher karg und schmucklos gestaltet. Später entstanden prunkvoll ausgestattete Thermen; kunstvoll ausgestattete Badehäuser, die als Orte der Kommunikation und zur Repräsentation von Reichtum und Macht dienten. Das Baden wurde zu einem wichtigen Bestandteil des gesellschaftlichen Lebens. Als erste öffentliche Badeanstalt mit Hypokausten-Heizung gilt die Stabianertherme in Pompeji (ca. 150 v.Chr.).

Ca. 30 – 400 n. Chr. entstanden Thermenanlagen, die in ihrer Ausstattung modernen Themenbädern von heute ähnlich sind. Sie dienten einerseits der Reinigung des Körpers, andererseits trieb man dort Sport, traf Freunde und besprach geschäftliche oder politische Angelegenheiten. Männer und Frauen badeten in getrennten Räumen oder zu unterschiedlichen Badezeiten. Der Besuch in einer Therme folgte stets einem festen Ritual: Zuerst entkleidete man sich in einem Umkleideraum (apodyterium), danach ging man in einen von Säulen umgebenen Innenhof (palaestra), um sich sportlich zu betätigen. Um den Körper zu erwärmen setzte man sich dann in die Warmlufträume (sudationes) oder gleich in das Schwitzbad (laconicum). Dieses ist vergleichbar mit unserer heutigen Sauna. Anschließend kam ein Warm- bzw. Heißwasserbad (caldarium) und darauf folgend ein Kaltwasserbad (frigidarium). Zum Schluss wurde das Schwimmbecken (piscina/natatio) genutzt.

Es gab sowohl kostbar ausgestattete öffentliche Bäder (balnea publica), die bis zu 1.000 Personen Platz boten wie auch großzügige Privatbäder (balnea meritoria). Um 400 n.Chr. gab es allein in Rom elf öffentliche Thermen und 856 Privatbäder.

Die Blütezeit Roms war im dritten Jahrhundert n.Chr. vorbei. Der Niedergang Westroms (Hauptstadt Rom) führte zum Zerfall des Badewesens. In Ostrom (Hauptstadt Konstantinopel) wurde die Tradition erhalten. Von den einstigen Badetempeln blieb allerdings nicht mehr viel übrig; es gab nur noch kleinere schmucklose Baderäume.

16  
Die Badekultur im Mittelalter


Die Entwicklung vom Mittelalter bis in die Neuzeit



Darstellung eines mittelalterlichen Badehauses um 1470




Bader während einer Behandlung im Badehaus, Stich von Jost Amman, 1568


Nach dem Untergang des Römischen Reiches (ca. 476 n.Chr.) und dem unerbittlichen Feldzug der christlichen Kirche gegen die antike Badekultur setzte allmählich auch der Niedergang des öffentlichen Badewesens ein. Erst mit der Ausbildung eines mittelalterlichen Stadtwesens im 12. Jh. und dem Aufstieg des Bürgertums entwickelte sich eine städtische Kultur und damit auch das Badewesen. Es entstanden wieder öffentliche Badestuben, die sich schnell zu Zentren mittelalterlicher Geselligkeit entwickelten.

Die Badestuben dienten zunächst nur der Körperreinigung, entwickelten sich aber bald zu Kommunikations- und Vergnügungsstätten (ca. 13. – 14. Jh.). Dort traf man sich um sich auszutauschen; es wurde aber auch gegessen, getrunken und musiziert. Je nach Wannengröße badete man zu zweit oder mit bis zu fünfzehn Personen beiderlei Geschlechts in großen Wannen. Das Wasser wurde in einem holzbetriebenen Glühofen erhitzt, der außerdem für heißen Dampf sorgte, ähnlich wie im heutigen Dampfbad. Daneben dienten die mittelalterlichen Badestuben auch der Gesundheitsförderung. So wurden den Bädern zu Behandlung von Hautkrankheiten unter anderem Kräuter und wohlriechende Essenzen beigemischt. Das Setzten von Blutegeln gehörte ebenso zum Angebot wie Salben gegen Kopf- und Zahnschmerzen und sogar kleine chirurgische Eingriffe wurden hier durchgeführt. Die Bedürfnisse der Badegäste nach kulinarischen und alkoholischen Genüssen, amourösen Abenteuern und Glücksspielen riefen bald die Kirche auf den Plan, die daraufhin ein Verbot für das gemeinsame Baden von Männern und Frauen erließ (ca. 15. Jh.).

Im 14. und 15. Jahrhundert breiteten sich in den mittelalterlichen Städten die Pest und andere Seuchen, wie Syphilis und Cholera, aus. Sie bewirkten das Ende der mittelalterlichen Badekultur. Das Baden mit mehreren Personen wurde gemieden und fast alle Badestuben wegen der großen Ansteckungsgefahr geschlossen. Schnell verbreitete sich der Gedanke, dass Wasser grundsätzlich eine gesundheitliche Gefahr für den Körper darstellt. Anstelle der bis dahin üblichen Körperhygiene entstanden neue Praktiken: Der Körper wurde trocken abgerieben, parfümiert und gepudert und nur noch Teilwaschungen, wie z.B. von Gesicht und Händen, praktiziert. Im ganzen Abendland wurden die öffentlichen Bäder verdammt und bis zum Ende des 16. Jahrhunderts nach und nach geschlossen. Fast zwei Jahrhunderte lang geriet das Badevergnügen in Vergessenheit.

Erst das Zeitalter der Aufklärung, Mitte des 18. Jahrhunderts, und Rousseaus Forderung: "Zurück zur Natur", brachte ein Umdenken in der Gesellschaft. Es entstanden wieder öffentliche und private Bäder. Wer sich kein eigenes Bad leisten konnte, ließ sich ab und zu eine Badewanne mit heißem Wasser per Karren ins Haus liefern.

In Hamburg eröffnete 1855 die erste Bade- und Waschanstalt Deutschlands. Mit 65 Badewannen und 56 Waschtischen bot sie gerade der ärmeren Bevölkerung die Möglichkeit zur Körperpflege. Bis zum Ende des 19. Jahrhunderts entstanden dann zahlreiche Badeanstalten, die vor allem hygienischen Zwecken dienten, aber auch dazu dienten, schwimmen zu lernen. Zu Beginn des 20. Jahrhunderts entstanden Kurorte mit Thermalbädern. Diese hatten das Image von Sanatorien für kranke Menschen. Erst in jüngster Zeit haben diese Orte, dank dem Wellness-Boom, wieder einen Aufschwung erfahren. Ab Mitte des 20. Jahrhunderts boomt das sommerliche Baden an freien Stränden und in öffentlichen Badeanstalten.

17  
Historische Einführung


Von den ersten Hochkulturen der Menschheit bis heute


Seit den frühen Hochkulturen ist die Menschheit mit den Themen Baden und Waschen beschäftigt. Im mesopotamischen Mari gab es in den Privaträumen der Herrscherin bereits 2000 v.Chr. ein Badezimmer mit einem Ofen zum Erwärmen von Wasser, zwei kleine, halb in den Boden eingelassene Badewannen aus Ton sowie eine Art Dusche. Sowohl die Griechen als auch die Römer maßen der Badekultur einen sehr hohen Stellenwert bei, allerdings stand dort das öffentliche Badewesen im Vordergrund.

Im Laufe der Jahrhunderte änderte sich die Einstellung zur Körperlichkeit und Nacktheit in der Gesellschaft. Das Bedürfnis nach räumlicher Zurückgezogenheit wurde stärker. So entstanden im Laufe des 19. Jahrhunderts Räume, die nur für die Körperpflege gedacht waren, woraus sich später das Badezimmer mit fließendem Wasser entwickelte. Der Weg zum Badezimmer für jedermann war allerdings noch lang. Erst ab dem 20. Jahrhundert besaß ein Großteil der Europäer ein privates Bad.

Zeitliche Entwicklung im 19. und 20. Jahrhundert
1870 wurde die Waschkommode an fließendes Wasser angeschlossen und entwickelte sich zu einem Möbel mit ein oder zwei Becken und einem System von Armaturen. Die Engländer entwickelten große Badewannen aus Porzellan mit doppelter Wand.

Ab 1870 wurden in immer mehr Städten flächendeckende Wasserleitungen verlegt, die das Wasser bis in die Wohnungen der Menschen brachte.

Ab 1880 werden immer mehr private Haushalte mit Badewannen ausgestattet, wenn auch zunächst nur in luxuriösen Gebäuden mit übereinanderliegenden, gleich geschnittenen Wohnungen.

Ab etwa 1890 wurde die Porzellanbadewanne durch eine aus Gusseisen ersetzt, die sehr viel preiswerter war. Nach 1900 wurde auch die Emailletechnik eingesetzt. Ab 1916 konnten Standardbadewannen aus einem Stück hergestellt werden. Sie bestanden aus beschichtetem Gusseisen mit doppelter Wand.

Um 1900 richteten sich immer mehr Bürger separate Badezimmer mit Waschbecken und Badewannen ein. Die Objekte fürs Bad bekamen zum ersten Mal ein einheitliches Äußeres: Formgebung, Ornamente und Designs entsprachen dem "Jugendstil".

Um 1910 entstand das so genannte „Frankfurter Bad“. Hier waren Dusche oder Badewanne in einer Nische der Küche oder sogar des Schlafraumes untergebracht. Eine Trennwand oder ein Duschvorhang separierte den Badbereich vom restlichen Raum. Die Badewanne war in der Regel fest installiert, außerdem gab es meistens einen Badeofen.

1930 genossen Hygiene und Körperkultur einen hohen Stellenwert, was sich in der Gestaltung des Bades widerspiegelte: Gestrichene Wände, Glaselemente, Mosaike, lackierte Metallmöbel, eine großzügige Einbaubadewanne und viel Raum und Licht waren typische Gestaltungsmerkmale.

1950 wurden die Wohnungen im Rahmen des Baubooms mit so genannten Nasszellen ausgestattet. Eine komplette Badezimmerausstattung wurde in einem separaten Zimmer auf relativ kleinem Raum unterbracht.

Ab 1960 entwickelte sich ein zunehmendes Interesse an Design und Innenarchitektur in der Gesellschaft. Designer wie Gae Aulenti oder Andrée Putman wurden bekannt. Außerdem wurden neue Materialien wie PVC eingesetzt.

1969 entwickelte Joe Colombo für die Ausstellung „Interzum“ in Köln ein Haus mit einem Badezimmer aus vorgefertigten PVC-Elementen. In einer kugelförmigen Zelle stand eine Dusch- und Badeeinheit.

Ab 1970 kamen neue Materialien zum Einsatz: Aluminium, Laminat und Plastik sowie die Farben Orange, Kastanienbraun, Pink und Violett waren typisch für diese Zeit. Weiche Teppiche, Kissen und Grünpflanzen schufen eine ganz neue Badezimmeratmosphäre.

Ab 1980 kam das Streben nach individueller Gestaltung und Formgebung auf. Die großen Sanitärhersteller beauftragten Designer um neue Badezimmerserien zu entwickelten. Auch heute noch arbeiten die Hersteller mit Designern und Architekten zusammen um neue und innovative Lösungen zu finden. Das Bad entwickelt sich immer weiter um den Ansprüchen an Funktion und Design sowie den Bedürfnissen der Menschen gerecht zu werden.

18  


DIE MITTELALTERLICHE BADESTUBE

Das Badehaus war Treffpunkt für Geistliche, Bürger, Jungfrauen und junge Männer. Man sah Liebhaber mit ihren Liebchen, Dirnen mit ihren Kunden. Sogar Dörfer verfügten über ein Badehaus. Ganze Familien zogen bisweilen nackt oder nur teilweise bekleidet dorthin. Abgesehen davon, dass vor allem der Klerus eine verhältnismäßig hoch entwickelte Badekultur in seinen mit Dampfkammern ausgestatteten Badeanlagen pflegte, war es im frühen Mittelalter eher unüblich, ausgiebiger zu baden. An den Höfen existierten zwar luxuriöse Bäder, die mit großen gemauerten Becken eingerichtet waren, doch für das "Fußvolk" war ein ausgiebiges Warmwasserbad eine Seltenheit. Im 13. Jahrhundert wurden wieder öffentliche Badestuben eingerichtet. Die "Schwitzstuben" in den spätgotischen Dampfbädern waren Ausdruck der Blütezeit einer europäischen Badekultur. So existierten zum Beispiel in Nürnberg im 15. Jahrhundert 13 öffentliche Dampfbäder nach asiatischem Vorbild. Die Wiener Badestuben dieser Zeit befanden sich entlang des Wienflusses. Eingeführt wurde die Sitte des Badens durch die Kreuzzüge, deren vermutlich einziger Verdienst es war, dass sie auch dem weltlichen Publikum in Europa die Vorzüge einer orientalischen Badekultur näher brachten. Das gemeinschaftliche Baden wurde mit zahlreichen anderen Genüssen verbunden. Während des Badens wurde ausgiebig gegessen und getrunken. Es existieren viele zeitgenössische Darstellungen, die die sinnlichen und erotischen Komponenten des Badevergnügens darstellen. Nicht selten wurde zum Badevergnügen aufgespielt, wobei der/die MusikantIn selbst mit dabei im Badebottich saß. In der Regel stiegen Männlein und Weiblein gemeinsam in das Badewasser. Unverheiratete hielten in den Badestuben Ausschau nach GefährtInnen. Bei Eheschließungen bot das Brautbad Anlass für Festlichkeiten. Das gemeine Volk feierte diese Feste in den Badestuben, wobei in großen Mengen getrunken, gegessen und getanzt wurde. Die Gebote des Anstandes wurden trotz gemischtgeschlechtlichem Badegenuss eingehalten. Man badete nicht ganz nackt. Selten erschien eine Frau ohne Haube oder Haarschmuck und auch die Männer trugen Hut. Es war zwar durchaus üblich, dass man von der/m GastgeberIn gewaschen und gepflegt wurde, doch blieben die Sittlichkeitsvorschriften dabei gewahrt.
In den öffentlichen Badestuben waren "Bader" tätig, die die Gäste rasierten oder kleinere chirurgische Eingriffe vornahmen. Somit trugen die Badestuben einen nicht geringen Teil zur allgemeinen Gesundheit bei – beziehungsweise zu dem, was damals darunter verstanden wurde, denn für heutige Begriffe ist zum Beispiel der "Aderlass" eine eher fragwürdige Methode der Therapie. Die Bader waren in einer eigenen Zunft organisiert. Zusätzlich sorgten "Bademägde" für das Wohl der Gäste, die wohl kaum "zünftig" organisiert waren.

19  


Die Bäder hatten eine wichtige soziale Funktion. Sie waren Orte für das politische und wirtschaftliche Gespräch. Angeblich soll so manche Verschwörung in der Badestube ihren Anfang genommen haben. Außerdem wurden alle Gesellen von ihren Meistern am Wochenende in die Badestube geschickt und erhielten zu diesem Zwecke ein kleines Handgeld. Geht man davon aus, dass politische Gespräche damals wie heute eher Männersache sind und Frauen zu den meisten Zünften keinen Zutritt hatten, zeigt sich das auch hier, wie im römischen Bad, dass die Besucher eher männlichen Geschlechts gewesen sein dürften. "Nacktsein war sozial statthaft und funktionell gerechtfertigt." (Jan van Ussel). Im Zuge der politischen Umwälzungen durch Reformation und Gegenreformation erhielt die Körperkultur eine andere Bedeutung. Es war nicht mehr moralisch vertretbar, seinen Körper gemeinsam mit anderen zu reinigen und die Badestuben wurden immer weniger besucht. Dazu das Bertelsmann-Lexikon: "Die von Männern und Frauen besuchten öffentlichen Badestuben dienten nicht immer nur hygienischen und medizinischen Zwecken, sodass schließlich Kirche und Obrigkeit mit Verordnungen dem Sittenverfall Einhalt gebieten mussten." Auch wird die immer weitere Verbreitung der Syphilis als Ursache für die Schließung vieler Badestuben angegeben.
In wenigen Bädern verstößt es noch immer gegen die Sitte, wenn Frauen "oben ohne" baden. Das Nacktbaden hingegen ist in einigen Bädern - meist zeitlich beschränkt - gestattet. Die Sitte, sich während oder nach dem Bad mit Essen und Trinken zu stärken, haben viele Bäder übernommen. In wenigen europäischen Regionen konnten sich öffentliche Schwitzstuben halten. So gab es in der Schweiz bis ins 19. Jahrhundert eine Zunft der Bader und in Irland existierte noch das "sweating-house", das vor allem zu Jahrmarktzeiten frequentiert wurde. In Europa wurde das Baden erst im 19. Jahrhundert in den Badeanstalten, die vordergründig medizinisch-wissenschaftlichen Zwecken dienten, wieder salonfähig.

DAS WANNENBAD

Schon in der minoischen Epoche auf Kreta finden sich Wannenbäder, Kanalisationsanlagen und Wasserklosetts. Übernommen wurden diese aus der mykenischen Kultur aus dem zweiten vorchristlichen Jahrtausend. Auch spätere Kulturen, wie etwa die römische gründen ihre Badetradition auf diesen alten Überlieferungen. Die traditionelle japanische Art zu baden, weist nach wie vor die Wanne bzw. das Becken als Hauptattraktion auf.

20  
DIE SAUNA

Ihren Ursprung hat die Schwitzhütte im innerasiatischen Raum. Von dort dürfte sie sich nach Nordeuropa weiterbewegt haben, um in Finnland fixer Bestandteil der Kultur zu werden. Selten findet man ein finnisches Haus, das nicht mit einer so genannten "Sauna" (= finnisches Badehaus) ausgestattet ist. Im finnischen Badehaus herrscht eine Temperatur um die 80°C. Trockene Hitze wechselt sich mit Wasserdampf ab, der durch das Übergießen von heißen Steinen entsteht. Danach folgt meist ein Kaltwasserguss im so genannten "Tauchbecken" in Hallenbädern. Steht die Sauna im Freien, erfolgt die Abkühlung in fließenden natürlichen Gewässern oder im Schnee. Letzteres entspricht der finnischen Tradition am ehesten. Birkenäste werden zum leichten Klopfen der Haut verwendet, um die Durchblutung anzuregen. Bei manchen Saunagehern finden auch ätherische Öle Verwendung, von denen einige Tropfen in das Wasser gegeben werden, mit dem man dann die heißen Steine übergießt. Beliebt sind auch Kräuter wie Eukalyptus, da sie die Atemwege frei legen. Viele Bäder setzen diese Form der Sauna mit Kräuter- und Eukalyptusstuben bisweilen fort. Der Sauna wird günstige Wirkung bei Hautkrankheiten, Muskel- und Gelenkserkrankungen nachgesagt. Bei Herz- und Kreislaufbeschwerden ist von einem Besuch eher abzuraten.

DIE BADEANSTALT

Nach dem Niedergang der Badekultur, die im Barockzeitalter mit seinem Puder-, Parfum- und Perückenfimmel den Tiefpunkt erreicht hatte, kam zumindest dem Kaltbad wieder Bedeutung zu. Medizinische Anwendung fand das Baden erstmals wieder im England des 19. Jahrhunderts, wo die Hydrotherapie in den verschiedenen Kuranstalten angewandt wurde. Diese Kurbäder lagen an einer natürlichen Quelle mineralhältigen Wassers oder in der Nähe von natürlichen Heilschlammvorkommen. Vor allem reiche Patient/innen konnten dort therapiert werden und versuchten eine aristokratische Variante des sinnesreichen mittelalterlichen Badens wieder auferstehen zu lassen. Die Kurorte waren zumeist nicht nur mit dem Bad selbst bestückt, sondern hatten auch einen großzügig angelegten Kurpark mit Musikpavillon und einem kleinen Theater, damit die geistigen Genüsse neben den körperlichen nicht zu kurz kamen. Die luxuriöse Einrichtung der Anstalten hatte jedoch nur mehr wenig mit den aus dem arabischen Raum stammenden "Hamams" gemeinsam. Die eigentlichen Baderäume waren eher zweckdienlich und spartanisch eingerichtet, wohingegen das Umfeld, wie Speise- oder Veranstaltungsräume aufwendig gestaltet waren. Die Dampfbäder und Saunas wurden zu individuellen Miniaturausführungen in Form von Schwitzbetten. Nach wie vor erhalten ist diese Einzelbetreuung in den Kurbädern bei Moorpackungen, Unterwassermassagen und Ähnlichem.

21  
Ein Bad erfrischt den Körper, eine Tasse Tee den Geist.
Japanisches Sprichwort

22  


Badelied

Auf Freunde, herunter das heiße Gewand
Und tauchet in kühlende Flut
Die Glieder, die matt von der Sonne gebrannt,
Und holet von neuem euch Mut.

Die Hitze erschlaffet, macht träge uns nur,
Nicht munter und tätig und frisch,
Doch Leben gibt uns und der ganzen Natur
Die Quelle im kühlen Gebüsch.

Vielleicht daß sich hier auch ein Mädchen gekühlt
Mit rosichten Wangen und Mund,
Am niedlichen Leibe dies Wellchen gespielt,
Am Busen so weiß und so rund.

Und welches Entzücken! dies Wellchen bespült
Auch meine entkleidete Brust.
O! wahrlich, wer diesen Gedanken nur fühlt,
Hat süße entzückende Lust.

Novalis (1772-1801)

23  


Auf einem Zettel in der Badestube


Hier liege, glückliches Papier,
Bis die Geliebte blickt nach dir,
Und rollt dich auf und liest und lacht
Und denkt: Wer hat mir das gemacht?

Sie hebt dich auf, sie steckt dich ein,
Sie wirft dich weg, es könnte sein:
Dann lieg am Boden still und stumm
Und rühr dich nicht und sieh dich um.

Und sieh, was ich nicht denken kann,
Mit unverwandten Blicken an.
Sie fühlt bei dir sich nicht belauscht,
Die Hülle sinkt, das Wasser rauscht.

O fliege, glückliches Papier,
O fliege dann zurück zu mir!
Was ich gedacht, dir ward`s vertraut,
Vertraue mir, was du geschaut.

Wilhelm Müller (1794-1827)

Seine zu Volksliedern gewordenen Gedichte "Am Brunnen vor dem Tore..."
oder "Das Wandern ist des Müllers Lust" kennt auch heute noch (fast) jeder.
Franz Schubert hätte nie seine unvergleichlichen Liederzyklen "Die schöne Müllerin" und "Winterreise"
komponieren können, wenn nicht zuvor Wilhelm Müller die Gedichte geschrieben hätte.
Wer ist Wilhelm Müller? Biographie

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]





Если мы хотим изменить свой образ жизни, нам нужно категорически изменить свои мысли, которые формируют наши убеждения. Убеждения - вот, что направляет наше подсознание.

Случайная статья
Поиск

Mach's mit

Kas sina teed oma südamele liiga?








Copyright SUWICLUB © 2017 All rights reserved
Design by Svetlana P.-admin